Размер шрифта:

Энциклопедия чая - Китай

По сей день чай не перестает удивлять нас способностью украшать повседневную жизнь. Можно почерпнуть много поучительного из того, что донесла до нас история о культе чая в Китае. Речь пойдет скорее о чае как о явлении жизни и части национальной культуры, пусть даже это и звучит немного высокопарно. Поэт, философ и великий поклонник чая Лю Танг, живший в VIII в..


Тан в горах провинции Хунань, пользовался благосклонностью императора и не раз получал от него в дар "катти" (короба) с лепешечками чая. Это настолько воодушевляло его, наслаждался. Приведу лишь короткую выдержку (к сожалению, в несовершенном и вольном переводе):. Первая чаша слегка оросила мои губы и гортань. Вторая - прогнала прочь мое одиночество. Третья - просветлила мой ум. Воспалила огнем вдохновение от всех прочитанных книг.


Четвертая - пронесла сквозь мое тело испарину, Разогнав через мои поры тревоги всей моей жизни. Пятая чаша очистила каждый атом моего существа. Шестая - породнила меня с бессмертными. Эта, седьмая - почти что предел моих возможностей: Легкий ветерок овевает мои подмышки.. Можно иронизировать по поводу образов, использованных поэтом, но эти строчки свидетельствуют о его искреннем благоговении перед напитком, который стал незаменимым спутником всей его жизни.


В X в., Сунская династия, император Хуи Цунг лично покровительствовал чаю и выступал главным эрудитом во всем, что касалось чая. Он написал трактат о чае "Та куан ча лан". Хотя на протяжении нескольких веков чаи оставался привилегией китайской знати, с развитием его производства в период правления династии Мин (X1V-XV1I вв.) Развивалось производство специальной посуды для чая. Применявшаяся ранее для заварки чая керамическая бутыль была заменена керамическим, а позже - фарфоровым чайником.


Пить чай стали из специально созданных для чая низких керамических плошек, а затем появились и тонкие фарфоровые чашечки. Позже отменили чайную дань императору, и за чаем признали значение одного из основных продуктов массового потребления, наряду с рисом, маслом, солью, соевым соусом, уксусом. При последовавшем длительном, с середины XVII в.


XX в., В самом Китае сформировалась устойчивая и доведенная до больших тонкостей культура потребления чая, проникшая в самые широкие слои населения. Точнее будет сказать - культура наслаждения всеми теми благами, которые природа дарит человеку через чайный напиток.


В Пекине и в самых различных регионах китайской империи строились чайные павильоны, чайные домики, чайные сады, предназначенные только для чаепития в подобающей случаю атмосфере. Трудно описать обаяние этих, как правило, изысканных сооружений, часть которых сохранилась и по сей день.


Павильоны и чайные домики окружала живописная природа: вокруг - обилие ароматных цветов и растений, журчит ручей или миниатюрный водопад, поют птицы. Специально по случаю приглашали музыкантов. По вечерам зажигали красочные бумажные фонарики. А в самом павильоне или домике было все просто: небольшие диванчики, стулья и столики для чая. Главный смысл - насладиться прелестью чайного напитка в кругу близких людей и в атмосфере единения с природой.


Простые крестьяне, если могли позволить себе построить свой чайный домик, наслаждались чайной церемонией в кругу семьи после трудового дня и в праздники. Строились чайные дома также в поселках, около древних храмов и около питьевых источников.


Это было широкое демократическое общение порой случайно встретившихся людей, которых объединяло преклонение перед божественным даром - чаем. А чай готовили согласно всем, годами выработанным правилам. В каждодневной рутине китайцы, готовя чай, также не жалели времени на приго товление напитка по правилам чайного мастерства. Тщательно выбирали воду для чая, внимательно следили за тем, чтобы она не перекипела и чтобы настой полно раскрыл весь букет чая.


Китайцы по сей день традиционно уделяют большое внимание выбору посуды для чая. В широком ходу заварные чайники из фарфора и фаянса, но многие остаются приверженцами керамического чайника или чайника из глины, особенно - фиолетовой исинской. Эти знаменитые исинские чайники завоевали ныне поклонников во многих странах, в том числе и в России.


Хомячковый рай. Уйти и потеряться:


История чая в Китае

На протяжении длительного периода в истории Китая значение и место чая, культура его употребления постепенно трансформировались. Чай как напиток был известен китайцам очень давно. Первые упоминания о чае относятся к периоду 5800-летней давности.


Условно всю историю эволюции чаепития можно разделить на пять крупных этапов развития. Первый этап: Открытие чая приписывают центральному культурному герою китайского эпоса Шэнь Нуну (Божественному Землепашцу), с именем которого связывается начало земледелия, торговли и медицины. По одной из легенд Шэнь Нун имел прозрачный живот.


Это давало ему возможность, исследуя различные растения наблюдать на себе их действие. Однажды он в течение одного дня попробовал 100 различных трав и 72 яда, и его организм не справился с такой нагрузкой. Шэнь Нун упал под дерево и потерял сознание. В это время с листа скатилась роса и, попав ему в рот, вернула Божественного Землепашца к жизни. Придя в себя, он заинтересовался этим растением, которое оказалось чайным деревом. Он сделал вывод, что чай может выводить из организма яды.


Так, впервые упоминание о чае встречается в трактате Шэнь Нуна "Стволы и травы" ("Шэнь Нун Бао Цао Цзин"). С момента открытия и вплоть до эпохи Чунь Цю (Вёсен и Осеней) чай в основном использовался для алтарных жертвоприношений. До нашего времени дошло описание приготовления так называемого "императорского чая". По преданию, в определенный лунный день 12 девственниц переставали стричь ногти.


По прошествии некоторого времени, в строго определенное время они выходили собирать чай. Каждая девушка срывала по 30 почек одинакового размера, не касаясь их подушечками пальцев. Затем собранные листья промывали 12 раз, помешивая руками, и запаивали в серебряный сосуд. Над ним Император производил некие магические действия. Такой чай использовался для ритуалов как дань предкам.


Второй этап: Следующим этапом развития чайной культуры является промежуток времени от позднего периода Чунь Цю до начала Западной Хань. В это время лист чайного дерева начали использовать в пищу. Третий этап: Третий период - от начала до среднего периода Западной Хань - активно изучались полезные свойства чая. Чай по праву приобретает репутацию лекарства от ста болезней.


Четвертый этап: Следующий этап - поздний период Западной Хань - период Троецарствия. Чай появляется при дворе Императора как драгоценный напиток. Чай становится товаром. Пятый этап: Последний этап - Западная Цзинь - эпохи Суй и Тан (VI - IX век). В это время чай распространяется по всей территории Китая, проникая во все слои общества. Из сакральной области переместился в повседневную жизнь. Эпоха Тан считается расцветом культа чая.


Хомячковый рай. Уйти и потеряться:


Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:

июнь, 2011
пн вт ср чт пт сб вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30