Размер шрифта:

Достоинства листового и гранулированного чая

Подавляющее большинство рецептов-экспериментов основано на листовом, черном чае Если нет дополнительных пояснений, то следует понимать под этим привычный нам, каждодневный, черный чай градации цельного листа или чоманого. Цельнолистовой чай требует больше времени для получения хорошего настоя (5 и более минут), а ломаный чай заваривается быстрее и экстрагируется полнее.


Что касается гранулированного чая (чая, приготовленного по технологии "СТС"), то он при заварке также экстрагируется полнее цельнолистового, хотя может уступать по аромату и мягкости вкуса. В то же время настой гранулированного чая отличает насыщенный, полный вкус, и он вполне конкурирует с листовым чаем того же сорта.


Гранулированный чай получил исключительно широкое распространение как в США, Канаде, Англии, так и в Индии, которая первой начала производить его в Ассаме. Он удобен в использовании в ресторанах и офисах, да и в домашнем обиходе многие находят его очень удобным. Использованный чай легко смывается.


Хомячковый рай. Уйти и потеряться:


История: Липтон

Свой первый магазин Томас Липтон открыл с капиталом в 180 фунтов стерлингов. А в десятилетнем возрасте начал работать помощником в магазине и одновременно закройщиком рубашек на небольшой фабрике.


Следующий шаг, казалось, уводил далеко от бизнеса. Липтон устроился юнгой на корабль, ходивший между Глазго и Белфастом. Но на самом деле, это был поворотный пункт в его судьбе. Юноша начал мечтать о дальних странствиях.


Зимой 1865 года, имея в кармане всего восемь долларов, четырнадцатилетний Томас безбилетником сел на пароход, отплывающий к берегам Америки. В Штатах Липтон поначалу не смог найти себе подходящего занятия. Как стать миллионером Весной 1869 года Томас Джонстоун Липтон возвращается домой.


Еще через два года с капиталом в 180 фунтов 21-летний бизнесмен открывает свою первую бакалейную лавку в Глазго. На первых порах ему приходилось совмещать обязанности закупщика, кассира и посыльного, управляющего и продавца. Минуя посредников, он закупал продукцию непосредственно у производителей.


Он сам привозил в тележке товар с причала, сам доставлял покупки клиентам, лично наносил визиты поставщикам и постоянно размышлял над тем, как завлечь покупателей, чтобы, зайдя в его магазин однажды, они становились постоянными посетителями. Торговля ширилась. В 25 лет Липтон уже владел двадцатью магазинами на западе Шотландии. Он сделал ставку на привлечение массового покупателя, упорно искал фермеров и оптовиков, готовых отпускать самые дешевые товары.


И все это время мечтал провести массированную рекламную кампанию. Витрины липтоновских магазинов были разрисованы забавными картинками, продукты были разложены в виде затейливых композиций, а постеры, зазывающие в магазин, менялись каждую неделю: их рисовал специально нанятый карикатурист Уилли Локхарт. Эти приемы в конце концов сработали: народ у магазинов Липтона толпился днем и ночью.


Постепенно рекламные акции фирмы становились все более масштабными. Например, специально к Рождеству 1881 года Липтон заказал в Америке самый большой в мире круг сыра! Жители Глазго выстроились в очередь, чтобы попробовать кусочек, и весь сыр был распродан за два часа! К этому времени он уже владел разветвленной торговой сетью, охватывавшей как Великобританию, так и другие странах Европы.


А немного позднее к ним прибавилось еще и несколько магазинов в разных штатах Америки. Чай - в массы! К 1890 году доходы предпринимателя достигли миллиона фунтов стерлингов. Липтон мог бы наконец отдохнуть - отправиться в дальние морские путешествия, о которых мечтал с детства. Но он отказался от морских странствий и начал осваивать чайный бизнес. Время для старта было выбрано отнюдь не случайно. Кофе - единственный напиток, способный составить конкуренцию чаю, - в этот момент был в большом дефиците. Кофейные деревья, произраставшие на Цейлоне, поразила губительная болезнь.


Большая часть их пошла с молотка, была вырублена и заменена чайными кустами. Чайный рынок Томас Липтон завоевывал по всем правилам маркетинга и логистики: наладил бесперебойные поставки товара в Англию, много внимания уделял складским и упаковочным службам.


Его плантации превратились в полигон для испытания технических новшеств. Но самым большим вкладом Липтона в развитие бакалейной торговли стало то, что он первым решил продавать чай не на развес, а в небольших коробках. Этот ход позволил продавать товар мелкой розницей по доступным ценам. И чаепития стали в Европе и США еще популярнее, чем прежде.


Средний класс - вот главный покупатель Липтона, публика, с которой он умел общаться.


У него появился даже собственный флот: сначала клиперы - парусники, способные развивать огромную по тем временам скорость, а затем и пароходы с усовершенствованными машинами, более вместительные и менее зависимые от погоды. Кстати, гонки клиперов, нагруженных чаем, немало способствовали научно-техническому прогрессу. Те создали идеальные с аэро- и гидродинамической точки зрения пропорции судна, придумали новые конструкционные материалы корпуса.


Разгрузка чая в британских гаванях превращалась в настоящее шоу. Прямо с плантации - в чашку" Один из первых рекламных слоганов, придуманных Липтоном, звучал так: "Прямо с плантации - в чашку". Эта реклама красовалась на плакатах, расклеенных во всех британских поездах и автобусах. Для этого ему пришлось бороться не только с издержками, повышающими себестоимость товара, но и с некоторыми предрассудками. Считалось, что торговцы увеличивают вес и снижают цену на чай, добавляя..


Чтобы изменить общественное мнение, пришлось нанять лучших блендеров - специалистов, составляющих чайную смесь. Они должны были учесть все нюансы, даже такие, как жесткость воды, которая используется для заварки.


Наконец, Липтон сделал узнаваемой упаковку для пакетов с чаем - чтобы публика, однажды попробовав фирменный напиток, оставалась ему верна. И не ошибся. А сам Липтон превратился в непременный атрибут масс-культуры своего времени - он был героем карикатур, скетчей и мюзик-холльных антреприз. Даже на обложки газет он чаще попадал в рисованно-карикатурном виде.


Идею разовой заварки в бумажном пакетике придумал американец Том Салливан, но именно Липтон в начале ХХ века внедрил ее в производство. Высокие вкусовые качества чая Lipton завоевали не только простых смертных. Его большой поклонницей стала королева Виктория. Она сочла, что Томас Липтон способствовал формированию "английского стиля жизни" и что вклад его достоин титула сэра. В 1897 году Томас Липтон был посвящен в рыцари.


В 1898 году фирма акционировалась и новопосвященный рыцарь стал председателем правления. Активный спрос на акции принес Липтону более 2 млн. Lipton без Липтона С самого начала в продаже были три сорта чая Lipton. Лучший из них, Quality-1, продавался в желтой упаковке с красной эмблемой Lipton. Сейчас этот сорт известен как Lipton Yellow Label во всем мире.


Знаменитый чаеторговец не оставил наследников, его личное состояние, оцененное в 1931 году в несколько миллионов фунтов стерлингов, пошло на благо-творительные цели. Но созданная им торговая марка существует и процветает по сей день. В 1972 году англо-голландский концерн Unilever купил все компании, составлявшие некогда чайную империю Томаса Липтона.


А несколько лет назад он вложил в кампанию по обновлению имиджа брэнда Lipton около $100 млн. Поставив целью успешно конкурировать с Coca-Cola и другими производителями безалкогольных напитков, Unilever сделал ставку на полезные свойства чая. Однако на этом реформирование торговой марки Lipton не закончилась. Чайное подразделение Unilever изменило дизайн упаковки.


Впервые за 100 лет с коробок и пакетиков исчезло упоминание о сэре Томасе Липтоне. Объяснялось это старением брэнда, которому угрожала опасность стать напитком бабушек в условиях мощной конкуренции со стороны других, более современных, торговых марок. Но этого не произошло.


Хомячковый рай. Уйти и потеряться:


Энциклопедия чая » Blog Archive » Экзотическая история чая

С чаем может соперничать разве столь же древний "напиток фараонов" - каркадэ, который представляет собой настой чашечек цветков гибискуса (суданской розы). История того и другого напитка насчитывает около 5 тыс. Однако "напиток фараонов" со всеми его прекрасными качествами все же нельзя поставить вровень с чаем по богатству благотворных и вкусовых свойств. В других легендах пристрастие к чайному напитку связывают с буддийскими монахами Древней Индии, которые так же случайно обнаружили, что настой чайного листа помогает сохранять ясность ума и бодрость во время долгих молений.


Открытие чудесных свойств чая приписывают и древним пастухам, которые заметили, какими бодрыми становились козы и овцы, пожевавшие листы чайного куста. Так или иначе, вся древняя история чая связана с Китаем и буддийскими монахами.


Особая роль в ней принадлежит китайским императорам, которые патронировали чайное производство, сами исследовали и испытывали все свойства чая, доводили до совершенства способы его приготовления и получения наибольшего наслаждения от чайного напитка. В 111 в. Ханьской династии было введено единое название этого национального напитка, как "ча", а в VI11 в.


Императоры Китая и их приближенные слагали стихи о чае, посвящали ему целые трактаты. Императоры и буддийские монахи создали первые рецепты приготовления чая, сопроводив их утонченным описанием всего ритуала чаепития. А когда соглашались, то меняли чай не иначе как на драгоценности и серебро, на меха сибирского соболя или куницы либо на лихих монгольских скакунов для императорской конницы. Сам "секрет чая" хранился в Китае под угрозой смертной казни, дабы никакой другой народ не мог производить его.


Хотя, нужно отметить, странствовавшие буддийские монахи уже в VI1-VI11 вв. Корее и Японии. Правление династии Тан (618-907 гг.) Центральной Азии. В середине XVII в. Алексее Михайловиче наладили в районе Кяхты обмен дорогих мехов на короба с китайским чаем, который затем долгим "караванным" путем на верблюдах и лошадях доставлялся в Москву. В те же годы португальцы, голландцы, а затем и англичане начали завозить на своих парусниках чай в Западную Европу, закупая его в Японии и Китае.


В XV111 в. Северной Америки. Употребляя чай в течение многих столетий, китайцы первыми досконально изучили все его благотворные и во многом целебные силы, по достоинству оценили великолепные вкусовые свойства, доведя до совершенства искусство наслаждения чайным напитком. Первая обстоятельная книга о чае "Ча Чинг" была написана в VIII в., Танской династии, большим его знатоком Лу Ю, который воспитывался в буддийском монастыре "Облако дракона".


Он давал подробные рекомендации, как выращивать и производить чай, как готовить чайный напиток и какую посуду использовать для этого, как сервировать стол для чайных церемоний и многое другое. Это была первая в своем роде энциклопедия чая.


Лу Ю подробнейше описывал внешний вид чайного листа и все его качества, используя такие образы, как: ".. Лу Ю в своих наблюдениях указывал горные районы к юго-востоку от Пекина, где может произрастать лучший чай, советовал, как собирать и обрабатывать чайный лист, как сохранять все качества готового чая.


Каждой весной отборный чай первого сбора незамедлительно посылался в императорский дворец. В конечном итоге император ввел постоянную "чайную дань", которая со временем стала для него важным источником дохода. В те времена собранный чайный лист подвяливали на солнце, затем высушивали на сковородах над огнем, измельчали в порошок и превращали в пасту, из которой лепили маленькие лепешечки.


Именно эти лепешечки, упакованные в специальные короба ("катти"), везли императору. Только для императора готовили особенный чай первого весеннего сбора из одних верхушечек чайных побегов (ныне их называют английским словом "типе"), которые всего лишь подвяливали и сушили, чтобы они могли донести до стола свою первозданную свежесть. Позже стали производить прессованный в плитки чай, а также рассыпной чай.


Все это был зеленый чай. Готовя чайный товар для европейцев, китайцы стали производить также черный чай. Возник и некий "гибрид"- красный чай. Все Древнее чаепитие это положило основу для разделения чайной продукции на четыре основных типа, о чем подробнее будет сказано ниже.


Хомячковый рай. Уйти и потеряться:


Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:

июнь, 2011
пн вт ср чт пт сб вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30