Размер шрифта:

История: Липтон

Свой первый магазин Томас Липтон открыл с капиталом в 180 фунтов стерлингов. А в десятилетнем возрасте начал работать помощником в магазине и одновременно закройщиком рубашек на небольшой фабрике.


Следующий шаг, казалось, уводил далеко от бизнеса. Липтон устроился юнгой на корабль, ходивший между Глазго и Белфастом. Но на самом деле, это был поворотный пункт в его судьбе. Юноша начал мечтать о дальних странствиях.


Зимой 1865 года, имея в кармане всего восемь долларов, четырнадцатилетний Томас безбилетником сел на пароход, отплывающий к берегам Америки. В Штатах Липтон поначалу не смог найти себе подходящего занятия. Как стать миллионером Весной 1869 года Томас Джонстоун Липтон возвращается домой.


Еще через два года с капиталом в 180 фунтов 21-летний бизнесмен открывает свою первую бакалейную лавку в Глазго. На первых порах ему приходилось совмещать обязанности закупщика, кассира и посыльного, управляющего и продавца. Минуя посредников, он закупал продукцию непосредственно у производителей.


Он сам привозил в тележке товар с причала, сам доставлял покупки клиентам, лично наносил визиты поставщикам и постоянно размышлял над тем, как завлечь покупателей, чтобы, зайдя в его магазин однажды, они становились постоянными посетителями. Торговля ширилась. В 25 лет Липтон уже владел двадцатью магазинами на западе Шотландии. Он сделал ставку на привлечение массового покупателя, упорно искал фермеров и оптовиков, готовых отпускать самые дешевые товары.


И все это время мечтал провести массированную рекламную кампанию. Витрины липтоновских магазинов были разрисованы забавными картинками, продукты были разложены в виде затейливых композиций, а постеры, зазывающие в магазин, менялись каждую неделю: их рисовал специально нанятый карикатурист Уилли Локхарт. Эти приемы в конце концов сработали: народ у магазинов Липтона толпился днем и ночью.


Постепенно рекламные акции фирмы становились все более масштабными. Например, специально к Рождеству 1881 года Липтон заказал в Америке самый большой в мире круг сыра! Жители Глазго выстроились в очередь, чтобы попробовать кусочек, и весь сыр был распродан за два часа! К этому времени он уже владел разветвленной торговой сетью, охватывавшей как Великобританию, так и другие странах Европы.


А немного позднее к ним прибавилось еще и несколько магазинов в разных штатах Америки. Чай - в массы! К 1890 году доходы предпринимателя достигли миллиона фунтов стерлингов. Липтон мог бы наконец отдохнуть - отправиться в дальние морские путешествия, о которых мечтал с детства. Но он отказался от морских странствий и начал осваивать чайный бизнес. Время для старта было выбрано отнюдь не случайно. Кофе - единственный напиток, способный составить конкуренцию чаю, - в этот момент был в большом дефиците. Кофейные деревья, произраставшие на Цейлоне, поразила губительная болезнь.


Большая часть их пошла с молотка, была вырублена и заменена чайными кустами. Чайный рынок Томас Липтон завоевывал по всем правилам маркетинга и логистики: наладил бесперебойные поставки товара в Англию, много внимания уделял складским и упаковочным службам.


Его плантации превратились в полигон для испытания технических новшеств. Но самым большим вкладом Липтона в развитие бакалейной торговли стало то, что он первым решил продавать чай не на развес, а в небольших коробках. Этот ход позволил продавать товар мелкой розницей по доступным ценам. И чаепития стали в Европе и США еще популярнее, чем прежде.


Средний класс - вот главный покупатель Липтона, публика, с которой он умел общаться.


У него появился даже собственный флот: сначала клиперы - парусники, способные развивать огромную по тем временам скорость, а затем и пароходы с усовершенствованными машинами, более вместительные и менее зависимые от погоды. Кстати, гонки клиперов, нагруженных чаем, немало способствовали научно-техническому прогрессу. Те создали идеальные с аэро- и гидродинамической точки зрения пропорции судна, придумали новые конструкционные материалы корпуса.


Разгрузка чая в британских гаванях превращалась в настоящее шоу. Прямо с плантации - в чашку" Один из первых рекламных слоганов, придуманных Липтоном, звучал так: "Прямо с плантации - в чашку". Эта реклама красовалась на плакатах, расклеенных во всех британских поездах и автобусах. Для этого ему пришлось бороться не только с издержками, повышающими себестоимость товара, но и с некоторыми предрассудками. Считалось, что торговцы увеличивают вес и снижают цену на чай, добавляя..


Чтобы изменить общественное мнение, пришлось нанять лучших блендеров - специалистов, составляющих чайную смесь. Они должны были учесть все нюансы, даже такие, как жесткость воды, которая используется для заварки.


Наконец, Липтон сделал узнаваемой упаковку для пакетов с чаем - чтобы публика, однажды попробовав фирменный напиток, оставалась ему верна. И не ошибся. А сам Липтон превратился в непременный атрибут масс-культуры своего времени - он был героем карикатур, скетчей и мюзик-холльных антреприз. Даже на обложки газет он чаще попадал в рисованно-карикатурном виде.


Идею разовой заварки в бумажном пакетике придумал американец Том Салливан, но именно Липтон в начале ХХ века внедрил ее в производство. Высокие вкусовые качества чая Lipton завоевали не только простых смертных. Его большой поклонницей стала королева Виктория. Она сочла, что Томас Липтон способствовал формированию "английского стиля жизни" и что вклад его достоин титула сэра. В 1897 году Томас Липтон был посвящен в рыцари.


В 1898 году фирма акционировалась и новопосвященный рыцарь стал председателем правления. Активный спрос на акции принес Липтону более 2 млн. Lipton без Липтона С самого начала в продаже были три сорта чая Lipton. Лучший из них, Quality-1, продавался в желтой упаковке с красной эмблемой Lipton. Сейчас этот сорт известен как Lipton Yellow Label во всем мире.


Знаменитый чаеторговец не оставил наследников, его личное состояние, оцененное в 1931 году в несколько миллионов фунтов стерлингов, пошло на благо-творительные цели. Но созданная им торговая марка существует и процветает по сей день. В 1972 году англо-голландский концерн Unilever купил все компании, составлявшие некогда чайную империю Томаса Липтона.


А несколько лет назад он вложил в кампанию по обновлению имиджа брэнда Lipton около $100 млн. Поставив целью успешно конкурировать с Coca-Cola и другими производителями безалкогольных напитков, Unilever сделал ставку на полезные свойства чая. Однако на этом реформирование торговой марки Lipton не закончилась. Чайное подразделение Unilever изменило дизайн упаковки.


Впервые за 100 лет с коробок и пакетиков исчезло упоминание о сэре Томасе Липтоне. Объяснялось это старением брэнда, которому угрожала опасность стать напитком бабушек в условиях мощной конкуренции со стороны других, более современных, торговых марок. Но этого не произошло.


Хомячковый рай. Уйти и потеряться:


Комментарии к этой заметке больше не принимаются.


Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:

июнь, 2011
пн вт ср чт пт сб вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30